Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов актуально во всех областях жизнедеятельности людей, в связи с чем ее проведение является обязанностью государственных органов, регламентированной российским законодательством.
В силу требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к полномочиям прокурора отнесено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов_ коррупциогенных факторов, то есть положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
С указанной целью с руководителями исполнительных и представительных органов местного самоуправления заключены соглашения о взаимодействии в сфере муниципального нормотворчества, в соответствии с условиями которых органы местного самоуправления направляют для проверки в прокуратуру района муниципальные правовые акты и их проекты.
Прокуратурой района за 5 месяцев 2021 года проведена антикоррупционная экспертиза 236 муниципальных нормативных правовых актов и 154 проектов правовых актов.
Выявлено 33 нормативных правовых акта, содержащих 37 коррупциогенных факторов, в целях их устранения принесено 20 протестов, внесено 13 требований.
Большинство муниципальных нормативных актов, в которых выявлены коррупциогенные факторы, изданы исполнительными органами местного самоуправления в сфере предоставления муниципальных услуг. В указанных правовых актах выявлялись положения, устанавливающие обязанность предоставления документов, не предусмотренных действующим законодательством. Вопреки требованиям законодательства о предоставлении муниципальных услуг административными регламентами не устанавливались основания для обжалования действий должностных лиц. К примеру, административными регламентами по предоставлению услуги по выдаче справок населению на заявителей возлагалась обязанность по предоставлению выписки из домовой книги, тогда как ведение домовых книг действующим законодательством не предусмотрено.
По-прежнему органами местного самоуправления допускается нарушение компетенции при принятии нормативных правовых актов, неверно определяется орган, правомочный на принятие НПА (исполнительный или представительный). К примеру, выявлено утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры местными администрациями, тогда как в силу закона утверждение данных программ отнесено к полномочиям представительных органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.
Старший помощник прокурора Ширинского района Ирина Ильина